О практике Аутентичного Движения

Немного истории. Спасибо Мэри Старкс Уайтхаус за ее интерес к движению и глубинной психологии! Благодаря Уайтхаус сегодня тысячи людей по всему миру практикуют Аутентичное Движение*. Мэри профессионально занималась танцем и преподавала его, увлекалась психологией, проходила анализ у одной из учениц Юнга. На танцевальные занятия к Мэри могли приходить не только профессиональные танцоры, но все, кто интересовался движением.

Когда Мэри заболела, она проводила занятия, сидя в своем кресле. Она предлагала участникам двигаться с закрытыми глазами в тишине, замечать то, что происходит в глубине (тела, психики) и превращать это в танец. Мэри наблюдала за движением участников, отражала его, давала комментарии, которые помогали танцорам найти больше честности. Так появилось аутентичное движение — настоящее, идущее из глубины, истинное.

Джанет Адлер, которая успела немного поучиться у Мэри, продолжила развивать Аутентичное Движение. Она выкристаллизовала классическую форму практики: поэтапная работа в паре.

Еще одно важное имя — Джоан Ходоров. Будучи танцевально-двигательным психотерапевтом и юнгианским аналитиком, она развивала Аутентичное Движение как форму активного воображения. Ходоров предлагала практикующим уделять особое внимание образам, появляющимся во время движения. В юнгианской психологии образы рассматривают как язык души.

Базовая форма.
В аутентичном движении всегда есть пара: Движущийся и Свидетель. Даже если люди практикуют не тет-а-тет, а в группе, эта форма сохраняется. На какое-то время Движущийся закрывает глаза и двигается в тишине. Он замечает ощущения в теле, импульсы к движению, чувства, мысли, образы — все, что происходит с ним в текущем моменте. Каждое мгновение он старается возвращать внимание к внутреннему содержанию и проявляет его через движение. В это время Свидетель сидит или стоит, внимательно смотрит на Движущегося и замечает собственные реакции.

Рефлексия в практике.
После движения Движущийся и Свидетель встречаются для обсуждения опыта. Движущийся рассказывает в настоящем времени о своем движении и о том, что с ним происходило. Использование настоящего времени в речи позволяет как бы заново погрузиться в опыт движения. Затем Свидетель в особой вербальной форме, которая помогает отслеживать и присваивать проекции, описывает, как он увидел движение Движущегося и что он чувствовал, ощущал, проживал в это время.

После обратной связи Движущийся и Свидетель меняются ролями.

Аутентичное в группе.
В группе участники делятся на пары, так чтобы у каждого Движущегося был свой персональный Свидетель. Если в группе есть ведущий, то он является Групповым Свидетелем. То есть, это своего рода дополнительный Свидетель к индивидуальному. Групповой Свидетель смотрит на всех Движущихся, в то время как персональный Свидетель в основном смотрит на своего Движущегося.

Цель практики.
В юнгианской психологии здоровье человека определяется силой оси Эго-Самость. Крепкое сознание может обращаться к содержанию бессознательного, не испугаться того, что там увидит и не быть захваченным. Аутентичное Движение укрепляет эту самую ось. В практике мы ныряем в бессознательное, чтобы лучше узнать себя, увидеть разные свои части, найти путь к целостности и большему принятию.

Богатство практики.
Нам всем важно быть увиденными и желательно быть увиденными без оценки, критики, осуждения. Нас ис_целяет, когда другой человек принимает наши разные части: от ужасных до прекрасных. Свидетель в Аутентичном стремится именно к этому — увидеть Движущегося целостно и отразить максимально точно, без искажений и интерпретаций.

Аутентичное движение разворачивается в символическом пространстве. Здесь все по-настоящему и одновременно «как будто». Например, в движении движущийся может проживать злость на своего старого обидчика. Злость настоящая, он ее хорошо ощущает в теле. Но не нужды бежать к обидчику, которого сто лет не видел, чтобы наорать на него, можно выразитьэту энергию через движение. Довольно часто, когда идет речь о травме, затрагивается тема символического пространства. Травма побуждает человека бессознательно воспроизводить знакомый сценарий. Но для исцеления требуется не буквальное повторение, а символическое проживание. Именно такую возможность открывается практика Аутентичного Движения.

Чем дольше люди практикуют Аутентичное, тем лучше они знают свои психологические защиты, распознают уязвимые места, научаются заботиться о них. Практикующие с бОльшим вниманиеми заботой относятся к тем своим частям, которые нуждаются в поддержке. Эта практика развивает осознанность, внимание и милосердие.

Для участия в Аутентичном Движении специальный танцевальный, двигательный, телесный опыт не требуется, но лишним он не будет.

Это короткая ознакомительная заметка. Текст не претендует на полное описание практики.


*в России принята аббревиатура АД

Другие заметки
Прелюдия к танцу
На замечательном вебинаре Джо Оливера и Ричарда Беннетта «Acceptance & Commitment Therapy: 100 Key Points and Techniques» в самом начале Рич провел очень необычную медитацию, текст которой поразил меня своей глубиной и пронзительностью. Оказалось, что это были стихи «Prelude to The Dance», автор – Oriah Mountain Dreamer.
Избранные мысли о танцевально-двигательной терапии
Танец отличается от других видов творчества тем, что мы создаем нечто самими собой, у нас нет опосредованного инструмента, между танцующим и пространством нет никаких прослоек. Танец приглашает нас к большой уязвимости и открытости. За это он дарит свободу и ощущение себя живыми, настоящими.
Читаем цыганскую народную сказку «Околдованная сиротка»
Здесь же, внутри текста, будет творческое танцевально-двигательное упражнение. Приглашаю вас сделать паузу во время чтения и обязательно его выполнить, оно не только полезное, оно еще невероятно приятное.