Предлагаю вместе со мной исследовать тему превращения девушки в женщину — основную тему сказки
Читаем цыганскую народную сказку «Околдованная сиротка»
Здесь же, внутри текста, будет творческое танцевально-двигательное упражнение. Приглашаю вас сделать паузу во время чтения и обязательно его выполнить, оно не только полезное, оно еще невероятно приятное.
Присаживайтесь поудобней (или прилягте), отметьте, что вы дышите легко и свободно, пусть ваше тело будет расслаблено, внимание мягко переключается между чтением и наблюдением за ощущениями, образами, чувствами.
Напомню, я твердо убеждена, нет верных или неверных интерпретаций сказки. Если у вас появляются мысли и чувства, о которых я не пишу, вы видите другие смыслы, не те, которые предлагаю я, значит вы можете отлично дополнить размышления.
На сюжет сказки можно смотреть с разных сторон, как на метафору отношений со значимыми людьми и как на внутренний театр действий одного человека — сложный психологический танец субличностей.
Путь женщины к собственной зрелости, сексуальности, мудрости имеет несколько стадий: Девочка—Девушка—Женщина —Старуха.
Через сказку «Околдованная сиротка» приглашаю вас исследовать особую инициацию — вхождение в мир взрослой женщины.
К сожалению, в современном мире институты инициирования и обряды перехода девочек в девичество, а далее из пубертата в «мир мужа» (стадию продуктивности по Эриксону) утеряны. В волшебных "женских сказках" главная героиня вступает во «взрослую» жизнь, начиная свой путь с пубертатного возраста, а затем она уходит из отчего дома, чтобы окончательно повзрослеть.
Однако в нашей современной жизни множество девочек не проходят кризис пубертата — кризис идентичности, и далее не достигают своего психологического взросления и раскрытия, так и остаются инфантильными , неготовыми справляться с вызовами взрослой судьбы, так и не созревают для полноценного партнерства (и материнства).
Из психологии развития мы знаем, что если человек не проходит опустошительную, разрушительную фазу прощания с детством, то какая-то часть его личности остается инфантильной, а следовательно — зависимой.
(Хотя физиологически "вечные девочки" начинают половую жизнь и рожают детей, но психологически как бы остаются в отчем доме, они живут в одиночестве, с неудовлетворенностью своей жизнью, или в отношениях с зависимыми мужчинами.)
Давайте вместе посмотрим, какие подсказки дает нам сказка "Околдованная сиротка", чтобы можно было пройти (или допрожить) переход —превращение из девушки в женщину.
Почему околдована главная героиня?
Какой аспект женской психологии описывает «околдованность»?
К этим вопросам мы будем возвращаться неоднократно.
***
Жила-была девочка, цыганочка-сиротка.
Жила она у старой колдуньи в избушке на курьих ножках. Колдунья на нее нарадоваться не могла: добрая душа была у девочки, все делала, что старуха ее просила. Одно только и печалило колдунью, что была сиротка некрасивой, как цветок невзрачный. И видела колдунья, как мучилась девочка из-за этого, и решила помочь ей. Прочитала она колдовские заклинания, вставила сиротке вместо глаз два изумруда, а вместо губ – кораллы, а потом и говорит:
– А ну поворотись, милая.
Повернулась сиротка и сразу сделалась такой красавицей, что ни в сказке сказать ни пером описать.
***
Главная героиня — девушка сирота. Это указывает на сепарацию, отделение; для взросления старые отношения с родителями должны символически умереть, чтобы девушка могла выстроить новые, более независимые отношения.
Правда, колдунья кого-то нам напоминает?)
Если вам интересно поближе познакомиться с Бабой-Ягой (на самом деле, со своей ведающей психической частью), переслушайте чтения «О Василисе Прекрасной», там мы довольно подробно рассуждаем о важности этого персонажа в процессе инициации.
Девушка живет с колдуньей в избушке на курьих ножках. Этот дом и на земле, и на небе, он и стоит, и ходит, в нем живут, но он находится в дремучем лесу. Избушка — то самое символическое пространство, которое соединяет противоположности, а значит являет собой потенциал для перехода.
(Невротический конфликт — это «или/или». А зрелая позиция, это — «и+и»)
Для того, чтобы перейти с одной стадии развития на другую, нашей психике требуется удерживать полярности и искать способы их интеграции.
Счастливые девушки попадают к старухам в правильные пространства, где им помогают превратиться в женщин. Раньше эту функцию выполняли старшие родственницы, сейчас, если повезет, — подруги, тренеры, психологи.
Мы видим героиню, пришедшую в дом бабы Яги, здесь она получит свою красоту. В избушке должен совершиться переход от детства к юношеству и от юношества к взрослению.
М. Элиаде так пишет об обряде инициации: «…возрастные обряды, благодаря которым подростки получают доступ к сакральному, к знанию, к сексуальности, становятся человеческими существами… Время инициации для них равно времени создания их людьми; чаще всего женский пубертатный обряд инициации заключается в изоляции, запрете видеть свет, ступать на землю и употреблять в пищу некоторые виды продуктов, а также обучению женским ремеслам (ткачество) и мифам.»
Красота в сказках часто играет особую роль. Что она выражает в данном случае?
Нам кажется, здесь речь идет о женской силе. И о сексуальности.
Девочку сравнивают с «цветком невзрачным". Мы видим символ того, что еще должно зацвести, засиять, но еще не сокрыто. (Здесь вспоминается сказка «Аленький цветочек»). В сказках, мифах и поэзии мы часто можем встретить метафору, что женщина это благоухающий цветок.
Глаза - символ души. Губы, уста - наша проявленность в мире, способность предъявлять свои желания и потребности, говорить «да» и «нет». А еще это эрогенная зона, символическая зона сексуальности.
Каждый человек нуждается в том, чтобы быть увиденным, услышанным, понятым и принятым. Глаза изумруды и губы кораллы, которая старуха дарит девочке метафорически символизируют, что старуха видит девочку, признает ее уникальность.
Вспомните встречу, когда вашу красоту заметили, признали, чествовали другие женщины, без зависти и ревности, смотрели на вас сердцем. Может это была ваша мама, бабушка, подруга, а может и незнакомая женщина; может это случилось в близких отношениях, а может в одну мимолетную встречу. Соединитесь с этим воспоминанием. Отметьте, какие ощущения у вас появляются. Какие чувства у вас рождаются, когда ваша красота увидена и признана. Как ваше тело откликается и какие импульсы к движению вы встречаете? Позвольте этим движениям позвать вас в танец. Танцуйте!) А теперь представьте, что вам прямо сейчас подарили красоту и как вы принимаете, через какое прикосновение? Плотно сжимаете, вдыхаете, нежно обнимаете, притягиваете, примеряете, впитываете? Отметьте, как вы сейчас. Можно записать свой опыт.
У некоторых народов существовал праздник первой менструации: все женщины собирались в доме девушки, у которой наступали месячные, и поздравляли ее с этим, они приносили ей подарки и говорили комплименты, которые отражали ее качества. Представляете, с каким мощными энергетическим приданным девушка приходила во взрослый возраст!
Похоже, этот момент сказки показывает важную передачу от Старухи мудрости и интуиции, которая нужна каждой девушке для дальнейшего взросления.
***
И так нравилась колдунье сиротка, что втайне думала она обучить ее колдовскому ремеслу. Ждала только колдунья, когда вырастет девочка.
На ту пору случилось так, что мимо избушки на курьих ножках проезжал князь. Видит – возле крыльца девочка стоит, да такая красивая, что глаз не отвести.
– Зайди в дом, красавица, принеси водицы, – попросил князь, – а то пить хочется.
Забежала сиротка в дом, зачерпнула ковшиком водицы и принесла князю. Тут обратил князь внимание на то, что девочка одета плохо, по-нищенски: такие на ней лохмотья, что, того и гляди, рассыплются.
– Девочка, милая моя, хочешь я тебя одену и обую?
– Спасибо, добрый человек, – проговорила девочка, – спасибо за доброту да за заботу твою, но не надо мне ничего.
А князь не унимается.
– А может, ты хочешь на тройке моей покататься? Посмотрела девочка на княжескую карету и не смогла устоять.
– Только недолго, добрый человек, – попросила она, – а то скоро тетушка моя придет, станет искать меня да беспокоиться.
***
Князь не может устоять перед красотой девушки, значит колдовство сработало. В сказке подчеркнуто, что девушка плохо одета, но князь видит ее истинную красоту, то есть особое значение отдается не Персоне, а аутентичному Я. Он не только предлагает ей заботу, но и соблазняет, предлагая прокатиться, покинуть дом колдуньи.
***
Ударил кучер кнутом, кони взвились и понеслись прямо к княжеским хоромам. Как увидела девочка богатство да роскошь такую, сразу забыла и про тетушку-колдунью, и про избушку на курьих ножках, и про жизнь, которой жила до сих пор. Обступили тут сиротку служанки, мамки да няньки, стали за ней ухаживать. Помыли, причесали, одели девочку в дорогие одежды, и стала она пуще прежнего красавицей.
– Будет она мне любимой дочерью, – воскликнул князь.
***
Что это за персонаж в ее психике? Возможно это и отцовский образ, и внутренняя мужская часть женской психики — Анимус.
Любопытство уводит девушку из дому; принеся в жертву своё послушание, она идёт за мужчиной, который обещает другую жизнь. И это так похоже на естественное течение жизни, когда у юной девушки отключается голова, она поддается соблазну, чтобы повзрослеть :)
В какой-то момент девочка должна перейти в мир отца, переходя из фазы слияния с матерью в открытый мир (Эдипальная стадия психосексуального развития). В рамках формата сказочных чтений мы не можем подробно осветить эту тему, но на онлайн курсе «К истокам сексуальности» приглашаю участниц исследовать этот момент, т.к. он имеет большое влияние на ощущение себя женщиной.
***
Хватилась колдунья – нет девочки, цыганочки-сиротки. Звала, звала, аукала – ничего. Начала колдунья ворожить и узнала о том, что без нее в избушке на курьих ножках князь побывал да цыганочку в свой дом увез. Обиделась колдунья и решила пойти к князю. Является. Стучит в ворота, а ворота на запоре. Зовет колдунья слуг, а те ее в хоромы не пускают:
– Куда прешь, старая ведьма?
Слыханное ли дело, чтобы нищие к князю ходили...
– Да у него моя сиротка.
Он похитил ее у меня.
– С ума ты сошла, старуха!
Да за такие слова тебя и повесить могут. Убирайся отсюда, пока цела.
Так и ушла колдунья ни с чем. Ушла, да обиду затаила.
***
Похоже, наша красавица совсем утратила связь с материнским миром, т.к. напрочь забыла о колдунье, которая подарила ей красоту. Дальше сюжет отразит, что это неверный ход, для инициации недостаточно просто уйти из дома.
Звучит еще одна важная тема, но мы сейчас не пойдем в подробное обсуждение, она такая большая, что мы как-нибудь уделим ей особое внимание. Задумывались ли вы, что происходит в момент сепарации с родителями? Очень похоже, что обиженная колдунья здесь выражает чувства матери, которая расстается с подросшей дочерью. Отделение ребенка — это вызов для всей семьи, система должна перестроиться и найти новые способы коммуникации. Как сохранить связи, при этом предоставить друг другу достаточно свободы? Если вас очень интересует этот вопрос, посмотрите пристальней, как будет меняться поведение колдуньи.
Колдунью не впускают в дом. Сказки не ошибаются и дурного не посоветуют. Похоже, этот эпизод нас учит, что мужчина должен помочь девушке отделиться от материнского мира, «не впускать старуху», иначе есть риск застрять в инфантильной позиции.
***
Проходит время. Расцвела сиротка, как тюльпан весной. Превратилась она в красавицу-девушку. Князь смотрит и не налюбуется. И взял князь ее в жены. Крепко он ее любил за красоту да за доброту. Жили они дружно, в согласии, в радости и спокойствии.
А прошел год, и родила сиротка сына. Решил князь на радостях пир устроить.
Созвал гостей со всей округи, знатных да богатых. Хотелось князю наследника своего показать.
Узнала о пире и колдунья.
И вот, едва наступил вечер, она, сотворив заклинания, повернулась вокруг себя и оборотилась заморской красавицей. Вышла колдунья из избушки на курьих ножках, свистнула, и подкатила тройка вороных чудо-коней, запряженных в карету... Прикатила колдунья на пир, а он уже в самом разгаре. Пьют гости, веселятся, хозяйкой восхищаются, сыном княжеским не налюбуются.
***
Расцветает сексуальность сиротки и князь видит в ней не девочку, а женщину — жену. Также мы можем посмотреть на этот отрывок как на этапы развития отношений. Сначала партнеры идеализируют друг друга — они "околдованы", очарованы друг другом, соблазнены. Говоря психологическим языком, они проецируют друг на друга своих внутренних мужчину и женщину (Аниму и Анимус). Затем наступает пора других проекций — родительских. В сказке мы этого не видим, но важно отметить, что женщина может бессознательно ожидать от партнера не только выполнения отцовских функций, но и материнских.
Есть ощущение целостности, гармонии. В фазе продуктивности мы созидаем любовью, творим новые вещи, идеи, детей, а главное — самих себя как индивидуумов, уникальных личностей. Женщина обретает своего анимуса и рождает что-то новое и вроде бы, начатый когда-то в пубертате обряд посвящения завершается, ведь у женщины рождается первенец. ... но
Знакомый поворот. Помните сказки, где феи приглашаются на пир, а одну забывают? Похоже, что речь идет о теневом аспекте. Что-то вытесняют и не хотят видеть, признавать, приглашать за общий стол. Сказка дальше покажет, что это неверное решение, мы увидим, как герои будут преодолевать это расщепления и двигаться к целостности.
Как вам кажется, почему сиротка не узнает колдунью? Интересно узнать ваши ассоциации.
Как прошла ваша танцевальная пауза? Что вы обнаружили в этом опыте? С чем встретились?