У нас в психике нет ничего лишнего. И в теле тоже. Даже у аппендикса есть своя важная функция
Внутренний критик: как с ним говорить и договариваться
Внутренний критик — это не то, о чего следует избавляться. Если он у вас заболел, не справляется со своей задачей, значит пора его лечить.
Задача критика — поддерживать наш контакт с реальностью, не попадать в глупые неловкие ситуации, исправлять промахи, развиваться, осваивать новое.
Захворавший (или зарвавшийся) критик превращается в злобного критикана. Он не то, что танцевать, рисовать – он дышать запрещает. Он обездвиживает в прямом и переносном смысле. Он обесценивает, высмеивает, унижает.
Так бывает, если человек в раннем возрасте столкнулся с неадекватной критикой. Например, его стыдили за детские рисунки, смеялись над его танцами, раскритиковали в пух и прах его рассказ, просили помолчать, когда он пел. Так ребенок усваивает, что всякое творчество, проявление вовне грозит неприятными ощущениями.
Выкинуть эту часть не получится. Чем больше мы с чем-то боремся, тем крепче оно становится.
Поразительно, но если поговорить с критиком начистоту, быть непредвзятыми (не торопиться его критиковать!), он может поведать много важного!
Спросите!
Думаю, он расскажет о многих ситуациях, где ваш творец был осмеян. Стыд заставляет нас прятаться, быть невидимыми. Критик отлично справляется с этой задачей. Он надежно держит наши записи в письменном столе, рисунки в папке, а танцы в несбыточных мечтах.
На самом деле у критика большое желание нас спасти от видимости, которая для него равна стыду. Можно наладить его работу! Представьте, вашего внутреннего критика, какая у него внешность, как он одет, какой у него голос, с какой интонацией он говорит. Обратитесь к нему с предложением пообщаться.
Не волнуйтесь, это не про расщепление, не про шизофрению. На самом деле, мы все ведем эти внутренние диалоги. Вы же понимаете, что говорите со своей внутренней частью, просто она иногда берет верх, подавляет и воспринимается чужеродной.
Поговорите с критиком по душам. Не торопитесь. Не корите себя, если сразу не получится. Спросите у него, почему он подавляет ваши творческие импульсы? Попробуйте найти с ним компромисс.
Расскажите, какие ваши порывы хотят быть проявленными, посмотрите на его реакцию. Если она чрезмерна, уточните, возможно, он реагирует из прошлого негативного опыта? Тогда вы можете объяснить ему, что прошлое осталось в прошлом, а сейчас настоящее и оно уже другое.
Следующим шагом в этом процессе является взращивание доброго голоса. Я часто об этом пишу. Как танцевально-двигательный психолог, я регулярно сталкиваюсь с ограничивающими убеждениями. «Танец не для меня», «я не пластичный», «я не музыкальная», «я не умею».
Танец — древнейший язык коммуникации человечества. Нет ни одного человека на земле, который бы не танцевал. Вот, если вы, не будучи балериной, скажете: «Я не умею делать фуэте», — я пойму. Этому нужно учиться. Но танец имеет разные формы.
Душа каждого человека нуждается в творческой реализации. Форм творческой реализации невообразимое множество. Пусть критик займет положенное ему место. Пусть рядом с критиком появится уравновешивающая фигура — поддерживающий голос.
Пусть творчество из вас льется свободно. А вот, что из вашего творчества являть миру, в какой форме — здесь как раз адекватный критик может дать вам хороший совет. Грустная история Флоренс Дженкинс (в фильме «Примадонна») ровно об этом, критик засбоил и женщина не могла услышать, что ее пение негармонично, устраивала концерты и хотела стать известной певицей.
И в завершении оды критику:
«Я всегда оспаривал утверждение, что критика — нечто вторичное. Как правило, оно исходило от неудачных, второстепенных литераторов. Всегда оспаривал ложное утверждение, что в критику идут несостоявшиеся поэты и прозаики. Среди моей полсотни лучших критиков нет ни одного, пришедшего в литературную критику из-за своего творческого бессилия».
(Владимир Бондаренко «50 критиков ХХ века»).